Известно, что большую роль в подготовке ребёнка к школе играют его родители. Но не все знают, как правильно готовить ребёнка к будущей школьной жизни, поступлению в школу, что надо сделать, чтобы этот сложный и важный момент не превратился в моральную травму для ребёнка. Существует преемственность между детским садом, школой, семьёй. Преемственность — это целостный процесс воспитания и обучения, способствующий обеспечению полного личностного развития ребёнка по нескольким аспектам, из которых складывается готовность дошкольников к обучению в школе.
1. ФИЗИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ к обучению в школе определяется группой здоровья ребёнка и степенью физиологической зрелости основных систем его организма.
2. СПЕЦИАЛЬНАЯ ГОТОВНОСТЬ включает в себя умения и навыки дошкольников, сформированные в организованном обучении: представление об окружающем, речевое и математическое развитие.
Однако готовность к школе не сводится к физической и специальной готовностям. Необходима особая психологическая подготовленность к школе — самая большая группа психических функций, которая включает интеллектуальную, личностную, эмоционально-волевую её формы.
Эмоционально- волевая готовность считается сформированной, если ребёнок умеет ставить цель, принимать решения, намечать план действия, реализуя его, преодолевая препятствия, если у него формируется произвольности психических процессов.
Личностная готовность ребёнка к школе предполагает развитие мотивационной сферы, формирование у него готовности к принятию новой социальной позиции- положение школьника, имеющего обязанности, права и занимающего особое положение в обществе.
Под интеллектуальной готовностью понимают необходимый для усвоения учебной программы начальной школы уровень развития основных психических процессов, обеспечивающих эффективную интеллектуальную деятельность: способность устанавливать связи между основными признаками и явлениями внешних событий, закладывающих основы аналитического мышления, хорошо развитая память, развитие мелкой моторики рук, овладение разговорной речью на основе развитого фонетического слуха..
Готовность к школе представляет собой интегральную характеристику развития ребёнка, имеющий определённый уровень состояния здоровья и физического развития, личностное, интеллектуальное и речевое развитие, а также развитие зрительно-моторной координации.
Качества необходимые будущему первокласснику:
Дисциплинированность — охотное и своевременное выполнение требований взрослых, поручений и обязанностей, умение согласовывать
свои интересы и желания с интересами окружающих..
Организованность — умение следовать поставленной цели, поддерживать порядок на своём рабочем месте, рационально использовать время.
Ответственность — понимание значимости и необходимости выполнения деятельности, имеющей значение не только для него, но и для других, готовность держать ответ за порученное дело.
Настойчивость — умение мобилизовать усилия в работе, довести дело до конца.
Самостоятельность — умение найти себе дело, создать условия для игр, занятий, выполнять работу без посторонней помощи.
Аккуратность, опрятность — умение следить за своим внешним видом и содержать в порядке свои вещи.
«В родительский дневник.»
Слагаемые школьного успеха:
психофизическое здоровье;
интерес к школе, желание учиться, стать школьником;
желание и умение общаться с окружающими;
положительное самоощущение, самооценка;
нравственно- волевая готовность;
Как правильно общаться с ребёнком:
безусловно принимайте его;
активно слушайте его переживания, мнения;
как можно чаще бывайте с ним, занимайтесь, читайте, играйте;
не вмешивайтесь в его занятия, если он может справиться самостоятельно;
помогайте ему, когда он вас об этом просит;
поддерживайте и отмечайте его успехи;
рассказывайте о своих проблемах, делитесь своими чувствами;
разрешайте конфликты мирно;
используйте в обращении фразы, вызывающие положительные эмоции;
обнимайте и целуйте друг друга чаще, не скупитесь на ласку.
Как укрепить здоровье первоклассника дома:
выберите и соблюдайте режим дня;
обеспечьте ребёнку рациональное питание;
обеспечьте полноценный сон;
больше гуляйте, ребёнку необходимо достаточное пребывание на воздухе;
создайте благоприятную психологическую атмосферу дома и в школе;
соблюдайте профилактические санитарно-гигиенические процедуры в течение дня;
проводите с ребёнком занятия физической культурой и спортом.